Повышенные требования к качеству песков для устройства дорожных оснований

При иных местных условиях значение q изменяется и должно приниматься другим, согласно разработанным ДОРНИИ указаниям. На автомобильных дорогах неотъемлемой составной частью нормальной конструкции дорожной одежды является песчаное основание. Поэтому вопрос о качестве песков для его устройства имеет большое практическое значение. Изменившиеся условия работы земляного полотна и неодинаковые значения для различных участков в пределах одного и того же района вызывают необходимость в серьезном уточнении существующих требований на пески, пригодные для его устройства. Пользуясь общеизвестными уравнениями гидравлики для медленно изменяющегося неравномерного движения воды, можно, исходя из принципа, что приток воды в песчаный слой в период оттаивания подстилающего грунта должен соответствовать ее расходу за тот же отрезок времени, рассчитать, какого качества песок требуется для устройства основания. Для практических целей при установлении требуемого качества песка можно пользоваться расчетным графиком. Чем крупнее зерна песка, т. е. чем более он устойчив при насыщенных водою парах, тем большие значения могут быть приняты, особенно в случае применения облегченных типов покрытия. При необходимости использования более мелких песков, склонных к понижению устойчивости с увеличением их влажности, следует принимать.

Чем тщательнее удаляется снег с проезжей части, т. е. чем равномернее оттаивает песчаное основание по оси дороги и краям проезжей части, тем меньше разность между значениями. Например, при удалении воды из продольного ровика корыта при помощи трубчатых дрен слой воды в песке у края корыта обычно достигает 5 см и как максимум (в центральных и северных районах) -10 см.