Современная архитектура: вокзал Oculus в Нью-Йорке

4 марта 2016 года в нижнем Манхэттене открылся новый вокзал Oculus, являющийся транспортным узлом Всемирного торгового центра. Вокзал построен на месте разрушенной терактом 9/11 станции.

Узел Oculus должен ежедневно обслуживать порядка 200 тысяч человек. Он соединяет пригородную электричку в Нью-Джерси, станции метро Нью-Йорка и обеспечивает пешеходный переход к башням Всемирного торгового центра. Сам торговый центр должен открыться в августе этого года.

Открытие вокзала планировалось еще 7 лет назад, но из-за затянувшегося кризиса это получилось сделать только сейчас.

Вокзал Oculus в Нью-Йорке: особенности
Oculus представляет собой гигантский овал из стальных ребер и стекла, выложенный в эллиптическую форму. Главный архитектор проекта – испанец Сантьяго Калатрава. По его словам, здание должно ассоциироваться с птицей, расправившей крылья и является его даром любви к Нью-Йорку.

Сантьяго Калатавра делал проекты 7 станций метро и вокзалов, в частности, в Валенсии и Милуоки. Одни из последних работ архитектора – железнодорожный вокзал Льеж-Гийемена, мост Сэмюэла Беккета в Дублине и мост Мира в Калгари.

На открытии железнодорожной станции Oculus господин Калатрава произнёс речь: «Это великий момент. Это подарок для всех жителей Нью-Йорка. Я надеюсь, что жители города примут его и увидят послание искренней любви к ним».

Противоречия и критика
Проект вызвал бурю противоречивых эмоций, что связано с дерзкой эстетикой, затянувшемся сроке реализации проекта, а также его стоимостью. Изначально на строительство станции из бюджета планировалось выделить 2,7$ млрд., а в итоге проект потянул на 5,2$ млрд., что делает Oculus самым дорогим вокзалом в мире.

Публицист «New York Post» Стив Куоззо раскритиковал в своей колонке проект Oculus, называя его «до хохота уродским» и «по-слоновьи избыточным», а также сравнил станцию с футбольным полем. А его коллега из «New York Times» и вовсе назвал сооружение «китчевым стегозавром».

Особенности организации пространства
К слову, на огромной площади (119,5 м в длину, 44 м в ширину) нет ни скамеек, ни кафе, ни газетного киоска. Как выяснилось, в этом и была задумка Калатравы. Но в дальнейшем здесь всё же собираются развить инфраструктуру, чтобы хоть как-то восполнить бюджет.