Специальные автомобильные дороги

В б. царской России дорожая политика столь крупных земских управлений, как петербургское московское — строилась постепенной замене шоссе булыжной мостовой, как более долго-ночной и лучше отвечающей требованиям растущего пригородного движения, и даже в реконструктивный период советского хозяйства опт взгляды, сохранившиеся еще от отсталой царской России, имели своих сторонников. Только в конце первой и в особенности во второй пятилетке ясно наметился перелом во взглядах на усовершенствованные дороги. Булыжная мостовая и белое шоссе для важнейших дорог и городских улиц были отнесены к технике прошлого времени и основными типами покрытий для таких дорог были признаны бесшовные покрытия с применением связующих материалов, в первую очередь так называемых черных материалов. Ряд последовавших постановлений партии и правительства решительно и отчетливо высказались за постройку именно бесшовных типов покрытий. В постановлении о реконструкции Москвы совершенно определенно отдается предпочтение асфальту по сравнению с брусчатой, мозаичной и клинкерной мостовыми. Постановление ЦИКа РСФСР от 26X 1933 г. предусматривает три основных тина строительства новых и переустройства существующих дорог: для междугородних магистралей подъездов к промышленным центрам и железнодорожным станциям с напряженный грузооборотом строить гудронированные шоссе, а на пригородных участках с тяжелым грузовым автодвижением — асфальтобетонные покрытая, а также покрытия клинкером и брусчаткой (дороги первого класса); все остальные дороги союзного, республиканского, краевого, областного значения с нормальных грузооборотом строятся с гравийным и щебеночным покрытием с постепенным их гудронированием (дороги второго класса); дороги районного значения строятся профилированные, улучшенные грунтовые с постепенным улучшением их покрытия местными материалами: гравием, шлаком (дороги третьего класса).

Всего во второй пятилетке намечалось по Союзу построить 210 000 километров благоустроенных дорог, не считая дорожного строительства за счет местных ресурсов.